В ходе модернизации образования за последние годы созданы необходимые условия для поэтапного перехода к новым формам и содержанию образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их использование позволяет обеспечить системное обновление знаний и получить новое качество образования.
По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий .
Обеспечение равных прав граждан на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования электронного дистанционного обучения, которое весомо дополнит и расширит традиционные формы организации общего образования по формированию у воспитанников способности действовать и быть успешными в ситуации открытого, динамично развивающегося общества, где общественный прогресс напрямую зависит от таких качеств личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей.
Основой для успешной адаптации школьников в обществе является целостное образовательное пространство, то есть интегрированное, комплексное, создающее возможности для полноценного развития ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов.
И в этом же плане широкое использование возможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования.
Необходимыми условиями развития дистанционных форм обучения являются:
- наличие в школах компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи;
- качественный уровень подготовки обучаемых в области информационных технологий (владение основами компьютерной грамотности).
Практика работы подтверждает большой интерес участников образовательного процесса к дистанционному обучению.
В последние годы созданы условия для воспитания у учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий:
· обеспечена возможность доступа к информационному обмену ;
· постоянный доступ к мировым информационным ресурсам – файловым архивам, базам данных, Web-серверам, включая возможности мультимедиа с помощью Интернет - технологий;
· созданы и опубликованы в электронном виде материалы методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний, методические пособия и др.;
· организовано участие в интернет - проектах, интернет - олимпиадах и конкурсах;
· активно используются ИКТ на предметных уроках.
Учителя школы понимают значимость происходящих процессов и практически все включены в информатизацию школьного образования. Более 40 % учителей уверены, что современные информационно-коммуникационные технологии должны стать неотъемлемой частью программы развития информационного пространства школы. Более 50 % считают, что информационно - коммуникационные технологии нужны на отдельных этапах учебно-воспитательного процесса.
Эффективное использование информационных технологий в обучении обеспечивает оптимизацию образовательного процесса, доступность и качество образования.